Російська мова

 

Учебник для 6 класса










 6 класс Домашнее задание на 10.11.2020

 6 класс Домашнее задание на 06.10.2020

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. При необходимости обращайтесь к орфографическому словарю.

Резиновый бал...он, бал...ада Жуковского, ал...юминиевая посуда, кристал...ическое состояние,  картинная гал...ерея, дружный коллектив, некоторые привил...егии.

Водный бас...ейн, ас...истент профес...ора, свободная дискуссия, быстрый прогрес..., воздушный дес...ант, неистощимые рес...урсы.

Огромная территория, застеклённая тер...аса, остроумная кар...икатура, узкий кор...идор.

С тремя любыми словосочетаниями составьте предложения

6 класс Домашнее задание на 29.09.2020


 

 1. Выделите в каждой группе слов слова-историзмы. Объясните их значения.

1. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать, один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет, заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6. Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

2.Выясните по толковому словарю лексическое значение неологизмов. С 3 из них составьте предложения 

Боди-арт, импичмент, менеджер, прет-а-порте, провайдер, промоушн, пролонгировать, омбудсмен

 

7-Б класс Домашнее задание на 14.09 2020


Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

 




Упражнение 2.   Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.




6 класс      Домашнее задание на 07.09 2020 

Задание 1.          Тест по теме «Члены предложения»

1. Найди и отметь простые предложения.

1) Эти каменные деревья стояли молча, неподвижно днем и еще плотнее сдвигались по вечерам. 
2) Блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река.
3) Искорки горящеrо сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались воздушными цветами, pacцветая только на миг.
2. Найди и отметь простые предложения.

1) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
2) А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья.
3) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, и все обильнее лил на степь голубоватую мглу.
3. Найди и отметь нераспространенные предложения.

1) Сильно морозит
2) Наступила ночь.
3) Темная ночь.
4) Мороз и солнце!
4. Отметь предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.

1) Он с другом пришел к нам поздним вечером.
2) Некоторые из выступающих обращались непосредственно к президиуму.
3) Отдыхающие выразили признательность руководству профилактория.
4) Учитель с учеником изучали новое расписание.
5) Над нами светилась Большая Медведица.

5. В каком предложении выделенные слова являются дополнением?

1) Листья дуба почернели.
2) Бинокль для театра забыли дома.
3) Необходимо выполнить работу в срок.

Задание 2.   Спишите текст, добавляя к нераспространённым предложениям второстепенные члены.

О б р а з е ц:  У городской пристани стоял большой океанский пароход.

ОТПРАВЛЕНИЕ ПАРОХОДА

Стоял пароход. Бегали грузчики. Подъезжали пассажиры.  Проревел гудок. Капитан поднялся.  Пароход отчаливает.  Провожающие машут. Пристань пустеет.

 

  

Написание НЕ с прилагательными

Задание на 06.03.2020

Переписать, раскрыть скобки, объяснить написание частицы НЕ с прилагательными
Он совершил (не) хороший , а дурной поступок.  Нашему классу поручили выполнить далеко (не) легкое дело. Отец купил (не) дорогой, но красивый костюм. Дышал( не) настный ветер.(Не)большой котёльчик висел над одним из огней… Это (не)настоящий, а сказочный лес. Печорин был вовсе (не) здоров, исхудал бедняжка. Молодые гимнастки выполняли. Мы подошли поближе и увидели, что дом-то (не)деревянный.

 

Род несклоняемых существительных

Задание на 28.02.2020

1. О т   д а н н ы х  имен существительных образуйте новые слова третьего склонения.
Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

2. О п р е д е л и т е  склонение и падеж имён существительных.
Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.

Задание на 26.02.2020 6-Б класс

1. Упраж­не­ние 1.
Най­ди­те нескло­ня­е­мые су­ще­стви­тель­ные:
Окно, метро, паль­то, кино, село, пи­а­ни­но, кофе, поле, кафе, желе, какао, мо­ло­ко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.
2. Упраж­не­ние 2.
Най­ди­те сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых до­пу­ще­на ошиб­ка в со­гла­со­ва­нии.
Из­вест­ное кафе, сол­неч­ная Баку, стро­гое жюри, ин­те­рес­ное ин­тер­вью, кра­си­вый Дели, вкус­ное пюре, го­ря­чее кофе, жел­тое такси, быст­рая кен­гу­ру, кра­си­вый ко­либ­ри, све­жий коль­ра­би, фрук­то­вое желе, во­ин­ствен­ный динго, седь­мая авеню, вы­со­кое кепи, хох­ла­тый ка­ка­ду, трам­вай­ное депо, фран­цуз­ское бур­жуа.

Задание на 06.12.  6-Б класс

1. Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление.
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.
1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а;
2) с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент;
3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество. 

 Задание на 11.12 6-Б класс

Написание ъ и ь

 

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.


В такую в...южную ноч... нетрудно было сбит...ся с пути в незнакомых местах.  По ночам нередки были заморозки, и лист...я на дерев...ях с...ёжилис... от холода.  Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду.  Был знойный полден…—в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня.  Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю.

 

Сложные предложения




Орфография

2.

4.

5.

6.

  Упражнения 6-Б класс

1. Замените обороты словами с приставками пре- и при-.


Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

2.  Вставьте пропущенные буквы.
Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.

Правописание суффиксов




Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Вязнуть, Волга, Астрахань, богатырь, калмык, казах, кабак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, декабрь, приятель.



7. Правописание производных предлогов

 

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы (выполните ОДНУ часть на выбор)

1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт.

 

 Правописание союзов и самостоятельных 

частей речи с предлогами

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания
1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 6. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 7. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 8. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.)

8,
9.


10.

Обособление обстоятельств

 

 
Омонимы

 

    Разрешите позаимствовать

Ни один язык не обходится без заимствований. Одни эксперты видят в этом источник его развития, другие — путь к его гибели. Можно ли определить грань, за которой обогащение оборачивается разрушением?

Ознакомьтесь с материалом и выполните задание 

Устаревшие слова

Домашнее задание

Текст для девочек
        Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
         Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
         Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.  
Задание к тексту
  • Озаглавьте текст, составьте план,определите его тему, основную мысль, вид текста и стиль речи.
  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО .
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
Задание к тексту
  • Озаглавьте текст, составьте план, определите его тему, основную мысль, вид текста и стиль речи.
  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ .

ПРИЧАСТИЕ


 

  Имя числительное как часть речи

  

 

Грамматический атлас


  Работая над Грамматическим атласом, мы объединили две идеи. 
   Во-первых, вместо неудобных таблиц и схем, используемых в учебниках и пособиях, разработать максимально наглядные и запоминающиеся графические схемы. 
   А во-вторых, собрать иллюстративный материал по грамматике русского языка в единую систему, где отдельно взятые схемы связаны между собою в одну большую карту грамматики русского языка. Все составляющие элементы  унифицированны по цвету, форме и расположению с одной целью - помочь понять, разобраться и запомнить.
   Атлас состоит из основной схемы и ее отдельных фрагментов, представляющих ярусы языка и языковые единицы. К каждой иллюстрации дано краткое описание и ссылка, по которой можно перейти к соответствующей главе с полной информацией.

 
Как это по-русски? Лингвистические заметки

Интернет или интернет?

И всё-таки, как правильно писать: "Интернет" с заглавной буквы или "интернет" со строчной (маленькой)? Вы, наверное, и сами заметили, что всё чаще и в блогах, и на сайтах встречается второй вариант написания. Основной аргумент тех, кто так пишет: Интернет стал таким же общепринятым средством передачи информации, как, например, телефон (пишем же мы это слово со строчной буквы!).
 

12 тонкостей русского языка 

 Русский язык — невероятен. Одними и теми же словами могут обозначаться совершенно разные вещи и выражаться абсолютно разные эмоции. Что уж говорить о лексических оборотах, которые запросто могут сбить с толку любого иностранца.

Немає коментарів:

Дописати коментар